АБВГДейка

Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2-х лет. в программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы. 

Программа занятий

Программа занятий на 1-й  учебный год 

Месяц

занятия

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

  Сентябрь

1

Введение.Знакомство в группе.Игры на знакомство.  «Назови свое имя». «Мяч дружбы». «Угадай, кто позвал».

2

Формирование фонетического восприятия.Речь,предложение,слова,слоги,звуки.

3

Беседа о значении школы в жизни каждого человека.

4

Подготовка руки к письму.Штриховка,обведение по контуру.

Октябрь

8 занятий

  

1

Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат )

2

 Знакомство: Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник).

3

Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.  квад.), место звука в слове (нач., сер., конец)

4

Буква А:  место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

5

Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

6

Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

7

Звук и буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

8

 Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

Ноябрь

8

занятий

1

 Чтение слогов АУ, УА, печатание слогов.

2

Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.

3

Буква Ы: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

4

 Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).

5

Буква Э: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы

7

Звук и буква М: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов (МАМА, МЫЛО), печатание буквы.

8

 Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов.

Декабрь

8

занятий

1

Звук и буква Н: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы.

2

 Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слов (РАМА, РАНА).

3

Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог и ударный гласный в слове.

4

Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов.

5

Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений.

6

Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я),  мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелѐн.

квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. 

7

Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов

8

Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов.

Январь

6

занятий

1

Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А),  фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).

2

Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК)

3

 Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А),

фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР,

ЮЛЯ

4

Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков,  чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).

5

Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением.

6

Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков,  чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

Февраль

8

занятий

1

Звуки Г и Гь, К и Кь: граф.изобр. мяг и твѐрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв.

Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,),

2

 Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов

(КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов

(на граф. изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ).

3

Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твѐрд. согласных в слове,

сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т

4

 Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков)  ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).

5

Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф.изобр. мяг. и твѐрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ.

6

 Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф.изобр. мяг и твѐрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов,  письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф.

изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА).

7

Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: граф.изобр. мяг и твѐрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов,  письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов

(БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ

8

Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твѐрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но).

Март

8

занятий

1

Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуком Х.

2

Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),  чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш.

3

 Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),  чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч

4

 Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов,

фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц

5

Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце,

фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стих-я

6

Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь

7

Твѐрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих

8

Повторение: слог, деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.

Апрель

8

занятий

1

Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова.

2

Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: чтение слогов, слов, предложений. Составить предложение по картинке, разделить слова на слоги, выделить мягкие и твёрдые звуки.

3

Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов с изученными звуками, выделение ударного слога, нахождение места звука в слове.

4

Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов с изученными звуками.

5

Закрепление: алфавит, чтение стихотворений

6

Ребусы, загадки, чтение стихотворений.

7

Мониторинг.

8

Итоговое занятие.

май

1

2

3

4

6

Звуки и буквы - закрепление.

Слова и слоги - закрепление.

Схемы слов – фонетический разбор.

 Предложение - схема. (Из2 – 3 слов).

Игры на развитие связной речи.

Проговаривание и заучивание шуток – чистоговорок.

 Программа занятий на 2-ой год обучения

Месяц

занятия

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Сентябрь

1

Ведение.Знакомство в группе . Игры на знакомство. «Назови свое имя». «Мяч дружбы». «Угадай, кто позвал».

2

Формирование фонетического восприятия. Речь. Предложение. Слова. Слоги. Звуки.

3

Беседа о значении школы в жизни каждого человека.

4

Подготовка руки к письму. Штриховка,обведение по контуру.

Октябрь

8 занятий

1

Повторение: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат);

2

 Повторение: Слог как часть слова, графическое изображение слова .

3

Звук и буква А. Звук А: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры,  буква.

4

Буква А: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле

№1, графические навыки

5

Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры,  буква.

6

Буква О: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №1, графические навыки

7

Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры,  буква.

8

 Буква У: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №1, графические навыки

Ноябрь

8

занятий

1

 Звук и буква Ы. Звук Ы: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры,  буква.

2

Буква Ы: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №1, графические навыки

3

Звук и буква Э. Звук Э: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры,  буква.

4

 Буква Э: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Поле №2, графические навыки

5

Звук и буква Л: место звука в слове,  называние слов с начальных слогов, графические навыки: узоры,  печатание буквы.

6

Буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов, анаграммы

7

Звук и буква М:место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки

8

 Звук и буква Р:место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (орлы, нора, ура), предложения (Мама мыла Лару мылом), графические навыки.

Декабрь

8

занятий

1

Звук и буква Н:место звука в слове, графические навыки: узор, буква, слог-слияние, слова (луна, она, Анна), предложение (Анна мала); чтение слогов, слов, предложения;

2

Буква Н: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. Поле №2, написание слов условными обозначениями

3

Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами,

чтение слов, написание слов условными обозначениями;

4

Буква Я: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (няня, маляры, Оля), предложение (Яна мала). Чтение слогов, предложения.

5

Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Анаграммы.

6

Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (юмор, юла, Юля), предложение (У Юры юла).

Чтение слогов, предложения.

7

Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко-буквенный анализ слов.

8

Буква Е: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (море, мера, Емеля), предложение (У Лены мел). Чтение слогов, предложения.

Январь

6

занятий

1

Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко-буквенный анализ слов.

2

Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл, Алена), предложение (Лѐня мел). Чтение слогов, предложения.

3

Буква Ё: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №4. Графические навыки: буква, слова, предложение (Лѐня ел яблоко)

4

Буква И: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира), предложение (У Иры лимон).

Чтение слогов, предложения.

5

Буква И: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №4. Графические навыки: буква, слова, предложение

6

Звуки "Г", "Гь", буква "Г": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложения.

Февраль

8

занятий

1

Звуки "К", "Кь", буква "К": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (корка, акула,Коля), предложение (У Коли и Киры игра). Чтение слогов, предложения.

2

Звуки "Д", "Дь", буква "Д": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( крокодил, один, Дима).), предложение (Дина уронила дудку). Чтение слогов, предложения.

3

Буква Д: слоговая таблица (чтение слогов, слов),  фонетический разбор,  чтение текста, слова. Поле №5. Графические навыки: буква, слова, предложение).

4

Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( лето, тигр, Таня). предложение (Тоня ела мандарины). Чтение слогов, предложения.

5

Буква Т: слоговая таблица (чтение слогов, слов),  фонетический разбор,  чтение текста, слова. Поле №5. Графические навыки: буква, слова, предложение).

6

Звуки "В", "Вь", буква "В": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( ворона, ров, Ваня). предложение (Вика мыла вилки). Чтение слогов, предложения.

7

Буква В: слоговая таблица (чтение слогов, слов),  фонетический разбор,  чтение текста, слова. Поле №5. Графические навыки: буква, слова, предложение).

8

Звуки "Ф", "Фь", буква "Ф": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( филин, туфли, Федор). предложение (На ферме много коров). Чтение слогов, предложения.

Март

8

занятий

1

Буква Ф: слоговая таблица (чтение слогов, слов),  фонетический разбор,  чтение текста, слова. Аннаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение.

2

Звуки "З", "Зь", буква "З": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина). предложение (Зоя вяла корзину). Чтение слогов, предложения.

3

Буква З: слоговая таблица (чтение слогов, слов),  фонетический разбор,  чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение.

4

Звуки "С", "Сь", буква "С": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (кусты, рассказ, Света). предложение (Соня знает много сказок). Чтение слогов, предложения.

5

Звуки "Б", "Бь", буква "Б": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения.: 

6

Звуки "П", "Пь", буква "П": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (палка, липа, Полина). предложение (Папа купил фрукты). Чтение слогов, предложения.

7

Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок). предложение (Белка любит орехи). Чтение слогов, предложения. 

8

Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложения.

Апрель

8

занятий

1

Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок утащил косточку). Чтение слогов, предложения.

2

Буква Й: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложения. 

3

Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложения. 

4

Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь).

Чтение слов, предложения. 

5

Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложения.: 

6

Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов с изученными звуками, выделение ударного слога, нахождение места звука в слове.

7

Мониторинг.

8

Итоговое занятие.

май

1

2

3

4

5

6

Разучивание стихотворения «Как хорошо уметь читать».

В. Берестов.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Пересказ рассказа «Седьмая дочь» . В, Сухомлинский (отрывок).

Работа с кассой букв – составление слов, фонетический разбор.

Графические навыки – закрепление.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie