Экологическая азбука

 .

Интегрированные фронтальные занятия с использованием словесных (беседа), наглядных (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ приемов выполнения, работа по образцу), практических (экспериментирование) методов проводятся 1 раз в неделю с октября по май. 

Отличительной особенностью модульной программы «Экологическая азбука» является включение в ее содержание разнообразных видов деятельности. Знакомство со звуками и буквами позволяет построить систему освоения программного содержания. Появление новой буквы на занятии предполагает знакомство со словами, понятиями, играми, связанными с этой буквой. Проговаривание звуков, поиск звука в слове развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух детей. Интеллектуальное развитие проходит через организацию познавательной, игровой деятельности с экологическим содержанием. Программа предусматривает использование продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, аппликации и конструирования из различных материалов. Разнообразные физкультминутки, подвижные игры способствуют развитию двигательной деятельности дошкольников.

Программа занятий

месяц

Тема занятия

Задачи (кратко)

Методы и приемы

Материалы к занятию

1

Сентябрь

Педагогическая диагностика

Выявить уровень интеллектуального и познавательно-речевого развития дошкольников

1.Беседа

2.Составление рассказов по серии картинок

Д/у «Назови знакомую букву»

1.Перечень вопросов по выявлению уровня экологической воспитанности

2.Серия картинок  по теме

3. Лист с буквами, кубики, картинки с буквами

2

Сентябрь

           А

Апельсин, ананас, абрикос

1. Познакомить со  звуком и буквой «А»

2.Формировать понятие «фрукты»

3.Развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки классифицировать.

1.Рассматривание картинок с фруктами. Обобщение. Выделение первого звука.

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать  объекты по определённому признаку  (цвет, вкус, размер, и т.д)

3.Физкультминутка «Аист»

4. Рисование буквы «А» Украшение рисунка кусочками пластилина.

1. Картинки: арбуз, ананас, апельсин, абрикос, айва, авокадо

2. Мультимедийная презентация «Четвертый лишний»

3.Материалы для изобразительной деятельности: фломастеры, пластилин

3

Сентябрь

О

Осенью на огороде вырастают овощи

1.Познакомить со  звуком и буквой «О»

2. Обобщать понятие «фрукты»

3. Развивать образное мышление и умение классифицировать  «фрукты – овощи»

4. Конкретизировать знания детей об осенних явлений в природе

1.Отгадывание загадок об овощах (обобщение)

2.Выделение первого звука.

3.Придумывание слов на О.

Физминутка  «Осень ходит по дорожкам…»

4.Беседа «Здравствуй, осень золотая» с использованием  презентации (см.приложение)

5.Д/и «Что где растет?»

Цель: классификация объектов по месту произрастания

6.Выгибание буквы О из проволоки

1.Презентации «Осень», «Овощи»

2.Настольная игра «Что где растет?» (сад-огород)

3.Кусочки мягкой проволоки на каждого ребенка

4

Сентябрь

У

У кого какие усы и уши?

1.Познакомить со  звуком и буквой «У»

2.Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях

3.Способствовать развитию любознательности

1.Письмо от Буквоежки.

2. Рассказ об ушах и усах

3. Физкультминутка: п/и «Удочка»

3. Составление буквы «У» из палочек разной длины

Презентация из слайдов  (моль, саранча, рыба, рак, медуза, летучая, мышь, фенёк,  кошка,  кит- представители животного мира с разной формой и длиной ушей и усов

Палочки разной длины

5

Октябрь

    

      И

Для чего нужны иглы?

1. Познакомить со звуком и буквой «И»

2. Развивать умение находить зависимость особенностей внешнего вида от среды обитания и образа жизни

3.Поощрять умение связно аргументировать свой  выбор

1.Д/и «Кто с иголками живет?»,

2.Д/и «Подбери лист к дереву», «Найди животных с иглами»

3. .Д/и «Прятки»

4.Пальчиковая гимнастика «Буквы» Физкультминутка: «Иголка с ниткой»

Составление буквы «И» из счетных палочек

Презентация

Счетные палочки

Карточки с деревьями без листвы, картинки с листьями и иголками,

картинки с животными.

6

Октябрь

Э

Светлое величество – это электричество

1. Познакомить со звуком и буквой «Э»

2. Формировать представления о свойствах статического электричества

3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств,  природных явлений

4.Способствовать развитию внимания

1.Д/и «Отыщи и назови электроприборы на картинке» Выяснить, откуда приходит электричество в наш дом.

2.Проведение экспериментирования со статическим электричеством

3.Аппликация путем обрыва круга и полоски из бумаги для составления буквы «Э»

Презентация,

Материалы для экспериментирования: пластмассовые линейки, кусочки фольги

Материалы для изобразительной деятельности: бумажные круги и полоски

7

Октябрь

    

      Ы

Мы узнали от совы, что нету слов на букву Ы

1.Познакомить с буквой «Ы»

2.Развивать фонематический слух, умение выделять звук в конце слова

3.Способствовать умению отражать в речи понимание отношений между предметами и явлениями, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

1. Д/у «Назови последний звук »

2.Знакомство с звуком и буквой Ы

3.Д/и «Доскажи словечко»

4.Физкультминутка «Черный кот», пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки»

5.Выполнение заданий на логических экранах

6.Словестные игры:

-Дополни предложение

- Назови одним словом

7.Выкладывание Ы из тесемки

Настольно-печатная игра «Один-много»

Логические экраны

Развивающие игры «Умные кубики», «Что происходит в природе?»

Кусочек тесьмы на каждого ребенка

8

Октябрь

М

Мамы разные нужны

1.Познакомить со звуками м, мь, буквой «М»

2. Конкретизировать знания о животных и их детенышах

2. Формировать элементарные обобщенные понятия

1.Д/у «У кого кто?»

2.Знакомство со звуками м, мь

3.П/и «Море волнуется»

3.Д/и  «Ты чей, малыш?»

«Найди маму и детеныша»

4. Знакомство с буквой «М» Рисование «М»

Настольная игра «Ты чей, малыш?»

Бумага, фломастеры.

Мультимедийная презентация «Найди маму и детеныша»

9

Ноябрь

Н

Для чего нужны носы?

1.Знакомство со звуком и буквой «Н»

2.Углубить представления о значимости  органов дыхания и обоняния для человека и животных

3.Развивать фонематический слух:  умение выделять звук в начале и в конце слова

4.Развивать мышление, речь, воображение

1.Загадка о носе

2. Придумывание слов на звук Н; со звуком Н

3.Беседа «Для чего нужны носы?»

4. Д/у «На что похоже?», д/и «Звук, свет, вода»

5. Знакомство с буквой «Н»

6. Составление буквы Н из деталей конструктора

Мультимедийная презентация

Детали конструктора

10

Ноябрь

П

Петя-путешественник

1.Познакомить с звуком и буквой «П»

2.Развивать познавательные интересы, умение находить сходство и различие

1.Рассказ про Петю-путешественника

2. Физкультминутка «Три пингвина»

3. Знакомство со звуками и буквой П.

4. Прорисовка буквы пальцем в воздухе Д/и «Путешествие по планете Земля»

Мультимедийная презентация

Дидактические игры «Путешествие по планете Земля»,

11

Ноябрь

Т

Веселые туристы

1.Познакомить  со  звуками и  буквой «Т»

2.Развивать умение составлять целое из частей

3.Воспитывать экологически правильное отношение к природному окружению 4.Развивать желание любоваться красотой природы

1.Беседа «Кто такой турист?»

2. Д/у «Назови правило»

3.Развивающая игра «Стань другом природы»

4. Знакомство с буквой «Т» Выкладывание буквы из мозаики

Мультимедийная презентация

Дидактические игры «Стань другом природы», «Назови правило»

12

Ноябрь

К

Жили- были кот, корова…

1.Познакомить со звуком  и буквой « К»

2.Формировать  понятие -«домашние» животные

3.Способствовать развитию памяти, внимания, мышления

1.Д/у «Отыщи знакомые буквы и назови звуки»

2. Звуки к, кь – артикуляция

3. Беседа «Почему кот хотел бы дружить с коровой?» Формирование понятия «домашние животные»

4. Игры  с логическими экранами.

5. Выкладывание  буквы К из крупы.

1. Развивающая игра «Умные кубики»

2.Цветной картон, крупа

3.Мультимедийная презентация

5.Логические экраны, карточки с домашними животными

13

Декабрь

С

Сорока, синица, сова, скворец, свиристель – наши пернатые соседи

1.Познакомить  со звуком  и буквой «С» 2.Актуализировать представление детей о птицах

3.Формировать умение классифицировать  птиц на перелетных и зимующих

4. Способствовать воспитанию заботливого отношения к зимующим птицам, желанию их подкармливать

1.Словесная игра «Прилетели птицы»

2.Классификация птиц. Выделение отличительных и общих признаков. 3.Настольная игра: «Птичий базар»

4.Знакомство с буквой С.

5.Игровая ситуация: «Синица и сорока поссорились или как из О получить две С»

Мультимедийная презентация «Зимующие птицы»

Настольная игра «Птичий базар»

Бумажные круги на каждого ребенка, ножницы.

14

Декабрь

    

     Х

Для чего зверям хвосты?

1.Познакомить со звуком и буквой «Х»

2.Познакомить с особенностями внешнего вида некоторых животных

3.Развивать умение абстрагировать

1.Чтение и драматизация В.Бианки «Хвосты»

2.Д/у «Что было, если бы…»

3.Отгадывание и придумывание загадок о животных

4.Выкладывание буквы Х из камушков

Мультимедийная презентация

Картинки с животными

Д/и «Угадай, чей хвост?»

Разноцветные камушки

15

Декабрь

Е

Маленькой елочке хорошо в лесу.  Кто ест еловые шишки?

1.Познакомить со звуком и буквой «Е»

2.Расширять  представления о  значении хвойных деревьев в жизни леса.

3.Конкретизировать знания о пищевых взаимосвязи в природе

1.Беседа с использованием пособия «С кем дружит ель?

2.Д/у «Кто чем питается?» на классификацию растительноядных и хищников

3.Конструирование буквы Е из природного материала

Пособие «С кем дружит ель»

Д/и «Что происходит в природе?»

Картинки с изображением лесных животный и корма

16

 Декабрь

З

Чем заняты зубастые звери зимой?

1.Знакомство со звуком  и буквой «З»

2.Показать отличие зверей от других животных. Находить общее и различие у млекопитающих

3.Закрепить знания об особенностях поведения диких зверей в зимний период

1.Беседа «Такие разные звери» с использованием презентации

2.Физкультминутка: имитация движений зверей

3.Лепка буквы «З»  из соленого теста

Мультимедийная презентация «Такие разные звери»

Соленое тесто

Карточки-модели млекопитающих

17

Январь

Промежуточная аттестация

Выявить промежуточные результаты освоения программы.

Беседа, диагностические задания.

Картинки, кубики с буквами.

18

Январь

Б

Что и кто бывают белыми?

1.Знакомство со звуками  и буквой «Б»

2.Закрепить свойства снега и воды в ходе экспериментальной деятельности.

3.Развивать умение сравнивать, делать умозаключения

1.Экспериментирование со снегом и льдом

2.Беседа «Для чего заяц и белка шубы на зиму поменяли?»

3.Подвижная игра «Куница и белки»

4.Презентация «Зимушка-зима»

5.Выкладывание Б из бусинок

Презентация

Материалы для экспериментирования: емкости, снег, лед, вода

Бусинки

19

Январь

Д

Угадай, чей домик?

1.Знакомство со звуками и буквой «Д»

2.Закрепление знаний о жилищах животных.

3.Развивать умение конструировать из мелкого строителя

1.Пальчиковая гимнастика: «Дятел дерево долбил»

2.Игровая деятельность

3.Выделение первого звука в словах. 4.Рассматривание буквы. На что похожа?

5.Что строил дятел? (Дом)

«Строительство» Д из кирпичиков

Игровая деятельность.

Настольные игры «Кто где живет?», «Гнездо, улей, нора»

Листы для выполнения заданий «Где чей дом?»

Мелкий строитель

20

Февраль

      Г

Для чего нужны глаза?

1.Знакомство со звуками и буквой «Г»

2.Показать значимость органов зрения для человека и животных

1.Загадка.  Выделение первого звука в слове «глаза»

2.Рассматривание картинки с глазом.

3.Беседа об органах зрения человека и животных

4.Экспериментированием «Когда зрачок расширяется и когда сужается» Гимнастика для глаз.

5.Аппликация Г из полосок бумаги

1.Мультимедийная презентация

2.Полоски бумаги, клей, ножницы

3.Картинки со словами на букву Г.

4.Зеркала на каждого ребенка

21

Февраль

Ш

Кто шуршит, а кто шипит?

1.Знакомство со звуком и буквой «Ш»

2.Упражнять в классификации животных по способам поведения

3.Развивать фонематический слух

1.Отгадывание загадок Игры на развитие фонематического слуха.

2.Беседа по теме занятия

3.Игры на классификацию

4.Конструирование Ш из карандашей, рисование.

1.Мультимедийная презентация

2.Картинки с животными

3.Цветные карандаши, бумага

22

Февраль

Ж

Шестиногие жуки

1.Знакомство с звуком и буквой «Ж»

2. Упражнять в умении сравнивать, находить сходство и различие.

3.Формирование понятия «Насекомые»

4.Воспитывать бережное отношение к насекомым

1.Д/у «Отыщем жукам друзей»

2.Беседа «Кто такие насекомые?

3.Дидактическое упражнение «Рассели насекомых»

4.Аппликация Ж из полоски бумаги

Презентация «Насекомые»

Карточки-модели насекомых

Полоски из разноцветной бумаги, ножницы, кисточка, клей

23

Февраль

В

Пришла весна, потекла вода

1.Знакомство со звуками и буквой «В»

2.Закрепить знания о весенних изменениях в природе

3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных явлений

1.Экспериментирование с водой

2.Беседа «Пришла весна – потекла вода»

3.Дидактические игры

-«Где живёт вода»

- « Воздух, земля, вода»

- «Звук, свет, вода»

4.Лепка «В» из глины

Дидактические игры «Где живет вода?», «Времена года»

Мультимедийная презентация «Весна»

Материалы для экспериментирования с водой

24

Март

Ю

Путешествие на юг.

1.Знакомство со звуком и буквой «Ю»

2.Закреплять  знания  о животных жарких стран.

1.Беседа «Кто в жарких странах живет?»

2.Д/у «Какой, какая, какое?»

3.Игры с логическими экранами

4.Выкладывание буквы «Ю» из морских камушков

Наглядный материал «Животные жарких стран»

Логические экраны

25

Март

Ч

Я - человек

1.Знакомство со звуком и буквой «Ч»

2.Показать отличительные особенности человека

3.Развивать умение сравнивать

4.Формировать понятие «Живое-неживое»

5.Развивать связную речь

1.Игры на развитие фонематического слуха

2.Беседа «Я – человек»

3. Составление рассказа о себе

4.Сравнение человека с куклой

5.Рисование «Ч» красками

Наглядное пособие «Человек»

Кукла

Краски, кисти, бумага

26

Март

Ф

Фантазеры

1.Знакомство со звуками и  буквой «Ф»

2.Развивать воображение, умение сопоставлять реальные и нереальные ситуации

1.Д/и «Чего на свете не бывает?»

2. Д/«Что перепутал художник?»

3.Аппликация из бумаги «Ф»

Презентация

Д/и «Что перепутал художник?»

Полоски и круги из разноцветной бумаги, ножницы, кисточка, клей

27

Март

Я

За что мы любим ягоды?

1.Знакомство со звуком и буквой «Я»

2.Формировать понятие «ягоды», закрепить названия ягод

3.Формировать навыки здорового образа жизни

1.Загадки о ягодах

2.Обобщение понятия

3..Рассматривание и сравнение ягод

4.Дидактические упражнения:

-«Закончи предложение»,

- «Разложи ягоды от самой маленькой до самой большой»,

 -«Что можно приготовить из ягод?»

5.Рисование буквы Я. Украсить ягодками из пластилина

Наглядное пособие «Ягоды»

Пластилин, бумага, фломастеры

28

Март

Щ

Добавим щавель в щи

1.Знакомство со звуком и буквой «Щ»

2.Познакомить  с некоторыми видами травянистых растений

3.Развивать фонематический слух: умение находить место звука в слове

1.Сюжетно-дидактическая игра «Приготовим щи из щавеля»

2.Игры на развитие фонематического слуха

3.Игры с логическими экранами: задания о растениях

4.Выкладывание Щ из счетных палочек

Материалы для сюжетно-дидактичекой игры

Логические экраны

Счетные палочки

29

Апрель

Ц

Весенние цветы

1.Знакомство со звуком и буквой «Ц»

2.Закрепить названия первоцветов.

Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

1.Загадки о первоцветах

2.Обобщение, классификация на дикорастущие и культурные

3. Беседа с презентацией

4.Игры «Что изменилось», «Замени одним словом»

Составление Щ и Ц из счетных палочек. Сравнение букв по написанию

Наглядное пособие «Травянистые растения»

Мультимедийная презентация «Первоцветы»

Счетные палочки

30

Апрель

Ё

У кого еще иголки кроме ежика и елки?

1.Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, аккуратность в работе, бережное отношение к растениям. Закрепить названия 3-4 растений, их части, способы ухода.

1.Знакомство со звуком Ё.

2. Рассматривание кактуса, сравнение его с другими комнатными растениями

3.Беседа «Мои зеленые друзья»

4. Рисование Е и Ё цветными мелками. Сравнение букв

Дидактическое упражнение «Поможем комнатному растению»

Презентация «Комнатные растения» (частичный показ)

Бумага, цветные мелки

31

Апрель

Л

Путешествие в лес

1.Знакомство со звуками и буквой  «Л»

2.Формирование понятия «дикие» животные, классификация: домашние, дикие

1.Вопрос к детям: Какой звук встретит нас в лесу?

2.Беседа с презентациями

Дидактическая игра «Кто во что одет?», «Какая буква спряталась?»

3.Конструирование Л из  конструктора лего.

Дидактическая игра «Кто во что одет?»

Презентация «Лес», «Домашние –дикие»

Конструктор лего.

32

Апрель

      Р

Рыбки плавают в реке.

1.Знакомство со звуками и буквой «Р»

2.Выделять характерные особенности рыб.

3.Развивать воображение.

1.Беседа «Почему рыбы не рычат?»

2.Обобщение «Рыбы»,

Игры «Закончи предложение», «Что лишнее?», «Отвечай быстро», «Отыщи знакомые буквы»

Изображение буквы материалами по выбору детей

Наглядный материал «Рыбы»

Модели рыб

Мультимедийная презентация

Разнообразные изобразительные материалы

33

Май

Ъ, Ь

Что бывает твердым, а что мягким?

1.Знакомство с твердым и мягким знаками

2.Классифицировать предметы по твердости и мягкости

3.Закрепление свойств объектов неживой природы – камней – выявление их свойств.

1.Д/у «Что бывает твердым, что бывает мягким?»

2.Рассматривание коллекции камней, выделение их свойств.

2. Сравнение мела и гранита.

3. Выложить мягкий знак из кусочков ваты, твердый знак из камней

1. Картинки с предметами, отличающимися по твердости – мягкости.

2.Коллекция камней

3.Мелкие камни и вата, клей, картон.

 34

Май

Алфавит

1.Познакомить с последовательностью букв в алфавите.

2.Закрепить умение подбирать названия растений и животных на знакомые буквы

1.Игры с кубиками

2.Составление алфавита из кубиков

3.Игра «Кто больше придумает названий растений и животных!»

4.Раскраска «Алфавит»

1.Кубики с буквами и картинками

2.Мультимедийная презентация

3.Раскраски, карандаши, фломастеры.

35

Май

Педагогическая диагностика

Выявить уровень познавательно-речевого развития дошкольников

1.Беседа

2.Составление рассказов по серии картинок

3.Д/у «Назови знакомую букву»

1.Перечень вопросов по выявлению уровня экологической воспитанности

2.Три картинки по одной теме.

3. Лист с буквами, кубики, картинки с буквами

36

Май

Итоговое открытоезанятие с родителями

Знакомство родителей с результатами освоения детьми программного материала.

Игра-путешествие с буквой А

Мультимедийная презентация, карточки с заданиями, листы бумаги, буквы на ковралине, разрезные картинки

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie