Экологическая азбука
Интегрированные фронтальные занятия с использованием словесных (беседа), наглядных (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ приемов выполнения, работа по образцу), практических (экспериментирование) методов проводятся 1 раз в неделю с октября по май.
Отличительной особенностью модульной программы «Экологическая азбука» является включение в ее содержание разнообразных видов деятельности. Знакомство со звуками и буквами позволяет построить систему освоения программного содержания. Появление новой буквы на занятии предполагает знакомство со словами, понятиями, играми, связанными с этой буквой. Проговаривание звуков, поиск звука в слове развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух детей. Интеллектуальное развитие проходит через организацию познавательной, игровой деятельности с экологическим содержанием. Программа предусматривает использование продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, аппликации и конструирования из различных материалов. Разнообразные физкультминутки, подвижные игры способствуют развитию двигательной деятельности дошкольников.
Программа занятий
№ месяц |
Тема занятия |
Задачи (кратко) |
Методы и приемы |
Материалы к занятию |
1 Сентябрь |
Педагогическая диагностика |
Выявить уровень интеллектуального и познавательно-речевого развития дошкольников |
1.Беседа 2.Составление рассказов по серии картинок Д/у «Назови знакомую букву» |
1.Перечень вопросов по выявлению уровня экологической воспитанности 2.Серия картинок по теме 3. Лист с буквами, кубики, картинки с буквами |
2 Сентябрь |
А Апельсин, ананас, абрикос |
1. Познакомить со звуком и буквой «А» 2.Формировать понятие «фрукты» 3.Развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки классифицировать. |
1.Рассматривание картинок с фруктами. Обобщение. Выделение первого звука. 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: развитие умения классифицировать объекты по определённому признаку (цвет, вкус, размер, и т.д) 3.Физкультминутка «Аист» 4. Рисование буквы «А» Украшение рисунка кусочками пластилина. |
1. Картинки: арбуз, ананас, апельсин, абрикос, айва, авокадо 2. Мультимедийная презентация «Четвертый лишний» 3.Материалы для изобразительной деятельности: фломастеры, пластилин |
3 Сентябрь |
О Осенью на огороде вырастают овощи |
1.Познакомить со звуком и буквой «О» 2. Обобщать понятие «фрукты» 3. Развивать образное мышление и умение классифицировать «фрукты – овощи» 4. Конкретизировать знания детей об осенних явлений в природе |
1.Отгадывание загадок об овощах (обобщение) 2.Выделение первого звука. 3.Придумывание слов на О. Физминутка «Осень ходит по дорожкам…» 4.Беседа «Здравствуй, осень золотая» с использованием презентации (см.приложение) 5.Д/и «Что где растет?» Цель: классификация объектов по месту произрастания 6.Выгибание буквы О из проволоки |
1.Презентации «Осень», «Овощи» 2.Настольная игра «Что где растет?» (сад-огород) 3.Кусочки мягкой проволоки на каждого ребенка |
4 Сентябрь |
У У кого какие усы и уши? |
1.Познакомить со звуком и буквой «У» 2.Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях 3.Способствовать развитию любознательности |
1.Письмо от Буквоежки. 2. Рассказ об ушах и усах 3. Физкультминутка: п/и «Удочка» 3. Составление буквы «У» из палочек разной длины |
Презентация из слайдов (моль, саранча, рыба, рак, медуза, летучая, мышь, фенёк, кошка, кит- представители животного мира с разной формой и длиной ушей и усов Палочки разной длины |
5 Октябрь |
И Для чего нужны иглы? |
1. Познакомить со звуком и буквой «И» 2. Развивать умение находить зависимость особенностей внешнего вида от среды обитания и образа жизни 3.Поощрять умение связно аргументировать свой выбор |
1.Д/и «Кто с иголками живет?», 2.Д/и «Подбери лист к дереву», «Найди животных с иглами» 3. .Д/и «Прятки» 4.Пальчиковая гимнастика «Буквы» Физкультминутка: «Иголка с ниткой» Составление буквы «И» из счетных палочек |
Презентация Счетные палочки Карточки с деревьями без листвы, картинки с листьями и иголками, картинки с животными. |
6 Октябрь |
Э Светлое величество – это электричество |
1. Познакомить со звуком и буквой «Э» 2. Формировать представления о свойствах статического электричества 3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств, природных явлений 4.Способствовать развитию внимания |
1.Д/и «Отыщи и назови электроприборы на картинке» Выяснить, откуда приходит электричество в наш дом. 2.Проведение экспериментирования со статическим электричеством 3.Аппликация путем обрыва круга и полоски из бумаги для составления буквы «Э» |
Презентация, Материалы для экспериментирования: пластмассовые линейки, кусочки фольги Материалы для изобразительной деятельности: бумажные круги и полоски |
7 Октябрь |
Ы Мы узнали от совы, что нету слов на букву Ы |
1.Познакомить с буквой «Ы» 2.Развивать фонематический слух, умение выделять звук в конце слова 3.Способствовать умению отражать в речи понимание отношений между предметами и явлениями, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения |
1. Д/у «Назови последний звук » 2.Знакомство с звуком и буквой Ы 3.Д/и «Доскажи словечко» 4.Физкультминутка «Черный кот», пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки» 5.Выполнение заданий на логических экранах 6.Словестные игры: -Дополни предложение - Назови одним словом 7.Выкладывание Ы из тесемки |
Настольно-печатная игра «Один-много» Логические экраны Развивающие игры «Умные кубики», «Что происходит в природе?» Кусочек тесьмы на каждого ребенка |
8 Октябрь |
М Мамы разные нужны |
1.Познакомить со звуками м, мь, буквой «М» 2. Конкретизировать знания о животных и их детенышах 2. Формировать элементарные обобщенные понятия |
1.Д/у «У кого кто?» 2.Знакомство со звуками м, мь 3.П/и «Море волнуется» 3.Д/и «Ты чей, малыш?» «Найди маму и детеныша» 4. Знакомство с буквой «М» Рисование «М» |
Настольная игра «Ты чей, малыш?» Бумага, фломастеры. Мультимедийная презентация «Найди маму и детеныша» |
9 Ноябрь |
Н Для чего нужны носы? |
1.Знакомство со звуком и буквой «Н» 2.Углубить представления о значимости органов дыхания и обоняния для человека и животных 3.Развивать фонематический слух: умение выделять звук в начале и в конце слова 4.Развивать мышление, речь, воображение |
1.Загадка о носе 2. Придумывание слов на звук Н; со звуком Н 3.Беседа «Для чего нужны носы?» 4. Д/у «На что похоже?», д/и «Звук, свет, вода» 5. Знакомство с буквой «Н» 6. Составление буквы Н из деталей конструктора |
Мультимедийная презентация Детали конструктора |
10 Ноябрь |
П Петя-путешественник |
1.Познакомить с звуком и буквой «П» 2.Развивать познавательные интересы, умение находить сходство и различие |
1.Рассказ про Петю-путешественника 2. Физкультминутка «Три пингвина» 3. Знакомство со звуками и буквой П. 4. Прорисовка буквы пальцем в воздухе Д/и «Путешествие по планете Земля» |
Мультимедийная презентация Дидактические игры «Путешествие по планете Земля», |
11 Ноябрь |
Т Веселые туристы |
1.Познакомить со звуками и буквой «Т» 2.Развивать умение составлять целое из частей 3.Воспитывать экологически правильное отношение к природному окружению 4.Развивать желание любоваться красотой природы |
1.Беседа «Кто такой турист?» 2. Д/у «Назови правило» 3.Развивающая игра «Стань другом природы» 4. Знакомство с буквой «Т» Выкладывание буквы из мозаики |
Мультимедийная презентация Дидактические игры «Стань другом природы», «Назови правило» |
12 Ноябрь |
К Жили- были кот, корова… |
1.Познакомить со звуком и буквой « К» 2.Формировать понятие -«домашние» животные 3.Способствовать развитию памяти, внимания, мышления |
1.Д/у «Отыщи знакомые буквы и назови звуки» 2. Звуки к, кь – артикуляция 3. Беседа «Почему кот хотел бы дружить с коровой?» Формирование понятия «домашние животные» 4. Игры с логическими экранами. 5. Выкладывание буквы К из крупы. |
1. Развивающая игра «Умные кубики» 2.Цветной картон, крупа 3.Мультимедийная презентация 5.Логические экраны, карточки с домашними животными |
13 Декабрь |
С Сорока, синица, сова, скворец, свиристель – наши пернатые соседи |
1.Познакомить со звуком и буквой «С» 2.Актуализировать представление детей о птицах 3.Формировать умение классифицировать птиц на перелетных и зимующих 4. Способствовать воспитанию заботливого отношения к зимующим птицам, желанию их подкармливать |
1.Словесная игра «Прилетели птицы» 2.Классификация птиц. Выделение отличительных и общих признаков. 3.Настольная игра: «Птичий базар» 4.Знакомство с буквой С. 5.Игровая ситуация: «Синица и сорока поссорились или как из О получить две С» |
Мультимедийная презентация «Зимующие птицы» Настольная игра «Птичий базар» Бумажные круги на каждого ребенка, ножницы. |
14 Декабрь |
Х Для чего зверям хвосты? |
1.Познакомить со звуком и буквой «Х» 2.Познакомить с особенностями внешнего вида некоторых животных 3.Развивать умение абстрагировать |
1.Чтение и драматизация В.Бианки «Хвосты» 2.Д/у «Что было, если бы…» 3.Отгадывание и придумывание загадок о животных 4.Выкладывание буквы Х из камушков |
Мультимедийная презентация Картинки с животными Д/и «Угадай, чей хвост?» Разноцветные камушки |
15 Декабрь |
Е Маленькой елочке хорошо в лесу. Кто ест еловые шишки? |
1.Познакомить со звуком и буквой «Е» 2.Расширять представления о значении хвойных деревьев в жизни леса. 3.Конкретизировать знания о пищевых взаимосвязи в природе |
1.Беседа с использованием пособия «С кем дружит ель? 2.Д/у «Кто чем питается?» на классификацию растительноядных и хищников 3.Конструирование буквы Е из природного материала |
Пособие «С кем дружит ель» Д/и «Что происходит в природе?» Картинки с изображением лесных животный и корма |
16 Декабрь |
З Чем заняты зубастые звери зимой? |
1.Знакомство со звуком и буквой «З» 2.Показать отличие зверей от других животных. Находить общее и различие у млекопитающих 3.Закрепить знания об особенностях поведения диких зверей в зимний период |
1.Беседа «Такие разные звери» с использованием презентации 2.Физкультминутка: имитация движений зверей 3.Лепка буквы «З» из соленого теста |
Мультимедийная презентация «Такие разные звери» Соленое тесто Карточки-модели млекопитающих |
17 Январь |
Промежуточная аттестация |
Выявить промежуточные результаты освоения программы. |
Беседа, диагностические задания. |
Картинки, кубики с буквами. |
18 Январь |
Б Что и кто бывают белыми? |
1.Знакомство со звуками и буквой «Б» 2.Закрепить свойства снега и воды в ходе экспериментальной деятельности. 3.Развивать умение сравнивать, делать умозаключения |
1.Экспериментирование со снегом и льдом 2.Беседа «Для чего заяц и белка шубы на зиму поменяли?» 3.Подвижная игра «Куница и белки» 4.Презентация «Зимушка-зима» 5.Выкладывание Б из бусинок |
Презентация Материалы для экспериментирования: емкости, снег, лед, вода Бусинки |
19 Январь |
Д Угадай, чей домик? |
1.Знакомство со звуками и буквой «Д» 2.Закрепление знаний о жилищах животных. 3.Развивать умение конструировать из мелкого строителя |
1.Пальчиковая гимнастика: «Дятел дерево долбил» 2.Игровая деятельность 3.Выделение первого звука в словах. 4.Рассматривание буквы. На что похожа? 5.Что строил дятел? (Дом) «Строительство» Д из кирпичиков Игровая деятельность. |
Настольные игры «Кто где живет?», «Гнездо, улей, нора» Листы для выполнения заданий «Где чей дом?» Мелкий строитель |
20 Февраль |
Г Для чего нужны глаза? |
1.Знакомство со звуками и буквой «Г» 2.Показать значимость органов зрения для человека и животных |
1.Загадка. Выделение первого звука в слове «глаза» 2.Рассматривание картинки с глазом. 3.Беседа об органах зрения человека и животных 4.Экспериментированием «Когда зрачок расширяется и когда сужается» Гимнастика для глаз. 5.Аппликация Г из полосок бумаги |
1.Мультимедийная презентация 2.Полоски бумаги, клей, ножницы 3.Картинки со словами на букву Г. 4.Зеркала на каждого ребенка |
21 Февраль |
Ш Кто шуршит, а кто шипит? |
1.Знакомство со звуком и буквой «Ш» 2.Упражнять в классификации животных по способам поведения 3.Развивать фонематический слух |
1.Отгадывание загадок Игры на развитие фонематического слуха. 2.Беседа по теме занятия 3.Игры на классификацию 4.Конструирование Ш из карандашей, рисование. |
1.Мультимедийная презентация 2.Картинки с животными 3.Цветные карандаши, бумага |
22 Февраль |
Ж Шестиногие жуки |
1.Знакомство с звуком и буквой «Ж» 2. Упражнять в умении сравнивать, находить сходство и различие. 3.Формирование понятия «Насекомые» 4.Воспитывать бережное отношение к насекомым |
1.Д/у «Отыщем жукам друзей» 2.Беседа «Кто такие насекомые? 3.Дидактическое упражнение «Рассели насекомых» 4.Аппликация Ж из полоски бумаги |
Презентация «Насекомые» Карточки-модели насекомых Полоски из разноцветной бумаги, ножницы, кисточка, клей |
23 Февраль |
В Пришла весна, потекла вода |
1.Знакомство со звуками и буквой «В» 2.Закрепить знания о весенних изменениях в природе 3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных явлений |
1.Экспериментирование с водой 2.Беседа «Пришла весна – потекла вода» 3.Дидактические игры -«Где живёт вода» - « Воздух, земля, вода» - «Звук, свет, вода» 4.Лепка «В» из глины |
Дидактические игры «Где живет вода?», «Времена года» Мультимедийная презентация «Весна» Материалы для экспериментирования с водой |
24 Март |
Ю Путешествие на юг. |
1.Знакомство со звуком и буквой «Ю» 2.Закреплять знания о животных жарких стран. |
1.Беседа «Кто в жарких странах живет?» 2.Д/у «Какой, какая, какое?» 3.Игры с логическими экранами 4.Выкладывание буквы «Ю» из морских камушков |
Наглядный материал «Животные жарких стран» Логические экраны |
25 Март |
Ч Я - человек |
1.Знакомство со звуком и буквой «Ч» 2.Показать отличительные особенности человека 3.Развивать умение сравнивать 4.Формировать понятие «Живое-неживое» 5.Развивать связную речь |
1.Игры на развитие фонематического слуха 2.Беседа «Я – человек» 3. Составление рассказа о себе 4.Сравнение человека с куклой 5.Рисование «Ч» красками |
Наглядное пособие «Человек» Кукла Краски, кисти, бумага |
26 Март |
Ф Фантазеры |
1.Знакомство со звуками и буквой «Ф» 2.Развивать воображение, умение сопоставлять реальные и нереальные ситуации |
1.Д/и «Чего на свете не бывает?» 2. Д/«Что перепутал художник?» 3.Аппликация из бумаги «Ф» |
Презентация Д/и «Что перепутал художник?» Полоски и круги из разноцветной бумаги, ножницы, кисточка, клей |
27 Март |
Я За что мы любим ягоды? |
1.Знакомство со звуком и буквой «Я» 2.Формировать понятие «ягоды», закрепить названия ягод 3.Формировать навыки здорового образа жизни |
1.Загадки о ягодах 2.Обобщение понятия 3..Рассматривание и сравнение ягод 4.Дидактические упражнения: -«Закончи предложение», - «Разложи ягоды от самой маленькой до самой большой», -«Что можно приготовить из ягод?» 5.Рисование буквы Я. Украсить ягодками из пластилина |
Наглядное пособие «Ягоды» Пластилин, бумага, фломастеры |
28 Март |
Щ Добавим щавель в щи |
1.Знакомство со звуком и буквой «Щ» 2.Познакомить с некоторыми видами травянистых растений 3.Развивать фонематический слух: умение находить место звука в слове |
1.Сюжетно-дидактическая игра «Приготовим щи из щавеля» 2.Игры на развитие фонематического слуха 3.Игры с логическими экранами: задания о растениях 4.Выкладывание Щ из счетных палочек |
Материалы для сюжетно-дидактичекой игры Логические экраны Счетные палочки |
29 Апрель |
Ц Весенние цветы |
1.Знакомство со звуком и буквой «Ц» 2.Закрепить названия первоцветов. Воспитывать бережное отношение к первоцветам. |
1.Загадки о первоцветах 2.Обобщение, классификация на дикорастущие и культурные 3. Беседа с презентацией 4.Игры «Что изменилось», «Замени одним словом» Составление Щ и Ц из счетных палочек. Сравнение букв по написанию |
Наглядное пособие «Травянистые растения» Мультимедийная презентация «Первоцветы» Счетные палочки |
30 Апрель |
Ё У кого еще иголки кроме ежика и елки? |
1.Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, аккуратность в работе, бережное отношение к растениям. Закрепить названия 3-4 растений, их части, способы ухода. |
1.Знакомство со звуком Ё. 2. Рассматривание кактуса, сравнение его с другими комнатными растениями 3.Беседа «Мои зеленые друзья» 4. Рисование Е и Ё цветными мелками. Сравнение букв |
Дидактическое упражнение «Поможем комнатному растению» Презентация «Комнатные растения» (частичный показ) Бумага, цветные мелки |
31 Апрель |
Л Путешествие в лес |
1.Знакомство со звуками и буквой «Л» 2.Формирование понятия «дикие» животные, классификация: домашние, дикие |
1.Вопрос к детям: Какой звук встретит нас в лесу? 2.Беседа с презентациями Дидактическая игра «Кто во что одет?», «Какая буква спряталась?» 3.Конструирование Л из конструктора лего. |
Дидактическая игра «Кто во что одет?» Презентация «Лес», «Домашние –дикие» Конструктор лего. |
32 Апрель |
Р Рыбки плавают в реке. |
1.Знакомство со звуками и буквой «Р» 2.Выделять характерные особенности рыб. 3.Развивать воображение. |
1.Беседа «Почему рыбы не рычат?» 2.Обобщение «Рыбы», Игры «Закончи предложение», «Что лишнее?», «Отвечай быстро», «Отыщи знакомые буквы» Изображение буквы материалами по выбору детей |
Наглядный материал «Рыбы» Модели рыб Мультимедийная презентация Разнообразные изобразительные материалы |
33 Май |
Ъ, Ь Что бывает твердым, а что мягким? |
1.Знакомство с твердым и мягким знаками 2.Классифицировать предметы по твердости и мягкости 3.Закрепление свойств объектов неживой природы – камней – выявление их свойств. |
1.Д/у «Что бывает твердым, что бывает мягким?» 2.Рассматривание коллекции камней, выделение их свойств. 2. Сравнение мела и гранита. 3. Выложить мягкий знак из кусочков ваты, твердый знак из камней |
1. Картинки с предметами, отличающимися по твердости – мягкости. 2.Коллекция камней 3.Мелкие камни и вата, клей, картон. |
34 Май |
Алфавит |
1.Познакомить с последовательностью букв в алфавите. 2.Закрепить умение подбирать названия растений и животных на знакомые буквы |
1.Игры с кубиками 2.Составление алфавита из кубиков 3.Игра «Кто больше придумает названий растений и животных!» 4.Раскраска «Алфавит» |
1.Кубики с буквами и картинками 2.Мультимедийная презентация 3.Раскраски, карандаши, фломастеры. |
35 Май |
Педагогическая диагностика |
Выявить уровень познавательно-речевого развития дошкольников |
1.Беседа 2.Составление рассказов по серии картинок 3.Д/у «Назови знакомую букву» |
1.Перечень вопросов по выявлению уровня экологической воспитанности 2.Три картинки по одной теме. 3. Лист с буквами, кубики, картинки с буквами |
36 Май |
Итоговое открытоезанятие с родителями |
Знакомство родителей с результатами освоения детьми программного материала. |
Игра-путешествие с буквой А |
Мультимедийная презентация, карточки с заданиями, листы бумаги, буквы на ковралине, разрезные картинки |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»